Многие операции по ремонту и обслуживанию автомобиля можно выполнить своими руками. Замена тормозной жидкости (ТЖ) тоже входит в этот список.

Прежде чем начинать инструкцию, стоит разобраться с некоторыми вопросами:

  • Зачем нужно менять тормозную жидкость?
  • Как правильно замерить тормозную жидкость?
  • Замена тормозной жидкости в ABS.

Для чего же делать это самостоятельно, если можно отвести машину на СТО? Чтобы быть уверенным, что работа проходила качественно: диагностика проведена на 100%, уровень соблюден, замена проходила по всем нормам. Ну и экономия – это всегда приятно. В случае с этой работой, поговорка «Хочешь сделать хорошо – сделай это сам» отлично подходит.

Для чего требуется регулярная и нерегулярная замена

Главная задача тормозной жидкости заключается в передаче энергии от основного тормозного цилиндра в колесные (рабочие) тормозные цилиндры, а затем – на тормозные колодки. Каждый производитель определяет периодичность смены жидкости, но обычно её меняют через 30-40 тысяч километров пробега или через 1.5-2 года. Это средняя периодичность, подходящая для основного круга водителей. Менять её необходимо из-за того, что она со временем она теряет свои свойства.

Также замена тормозной жидкости происходит при неисправности работы всей тормозной системы. Обычно это происходит, когда внутрь системы попадает влага. Тормозная жидкость к гигроскопичным элементам, поэтому при попадании в неё влаги все полезные свойства теряются. Даже на самых современных авто пока нет полностью герметичной тормозной системы, поэтому влага рано или поздно просочится.

Иногда приходится проводить полную замену из-за неопытности. Многие начинающие водители по каким-то причинам считают, что тормозную жидкость можно смешивать. Конечно, если вы разбираетесь в каждой марке ТЖ, то смешивание производить можно (учитывается состав смеси, восприимчивость тормозной системы). Но специалисты все-таки рекомендует полную замену.

Самым верным решение будет покупка той тормозной жидкости, которую рекомендует производитель вашего авто. Итак, замена должна начинаться с изучения инструкции по эксплуатации автомобиля. Далее нужно узнать, как проверить уровень тормозной жидкости в автомобиле.

Проверка уровня жидкости

Самый простой способ проверки – визуальный. Расположен бачок тормозной системы в моторном отсеке. Если у вас более менее современный автомобиль, то там бачок должен быть выполнен из пластика, как раз для удобства проверки. Если так, то вам хватит одного взгляда, чтобы узнать уровень. Метки «min» и «max» подскажут вам, когда нужно долить жидкость, а когда её достаточно.

Если вы заметили, что уровень жидкости сильно снизился, то резонно будет проверить все видимые места с узлами, трубками, которые относятся к тормозной системе. Также стоит учитывать то время, когда в последний раз проводилась замена тормозных колодок или тормозных дисков. Их износ тоже влияет на падения уровня ТЖ в бачке. В автомобилях с системой ABS есть свои нюансы, к которым мы обязательно вернемся после инструкции по замене.

Что касается исправности всей тормозной системы, то о неё вы можете узнать и по панели приборов (опять же, если автомобиль современный). В салоне присутствует лампочка, обозначающая уровень жидкости. Узнать, какая именно это лампочка, поможет мануал по вашему авто. Не стоит пренебрегать показаниями этого прибора. Настоятельно рекомендуем остановить авто, если эта лампочка дала о себе знать – нужно выяснить причину поломки. Загорается лампочка тогда, когда датчик, установленный в баке ТЖ, зафиксировал низкий уровень. Лучше всего долить жидкость и доехать до автосервиса.

Замена тормозной жидкости: инструкция

Итак, вы решили сделать все своими силами. В первую очередь нужно выяснить, какая конструкция тормозной системы стоит в вашем автомобиле. Если стоит ABS, то лучшим решением будет обращение в автосервис. Если вы оказались владельцем авто без ABS, то можно смело производить замену самостоятельно. Начинать лучше всего с правого заднего тормозного блока:

  1. На основном цилиндре тормозной системы следует отыскать крышку бака и открутить её. Учтите, что из поплавка может вытечь жидкость, поэтому лучше класть его на ненужную тряпку.
  2. Если задние колеса авто вывешены, то придется разблокировать натиск тормозных агрегатов. Делается это при помощи небольшого предмета, который вставляет между пластинкой и поршнем. Когда замена будет закончена, не забудьте достать этот элемент.
  3. Хорошенько почистите выпускной клапан на всех тормозных устройствах (особенно на заднем правом – загрязняется больше всего). Далее убираем защитный резиновый колпак с клапана. Легче всего работать с прозрачным шлангом – его нужно вставить в подходящую тару и надвинуть на штуцер.
  4. Далее вам не помешает помощь приятеля. Нужно делать прокачку тормозов: нажимаем на педаль тормоза 4-5 раз, интервал между каждым нажатием – 1-2 секунды. После пятого нажима оставляет ногу на педали.
  5. На пол-оборота выкручиваем выпускной клапан. Если верно сделано, то по прозрачному шлангу должна потечь отработанная ТЖ. Когда она перестанет бежать, вам нужно будет быстро закрутить выпускной клапан.
  6. Не забывайте следить за количеством ТЖ в бачке – нельзя допустить, чтобы уровень опустился ниже риски «min». Действия из 4 и 5 пунктов нужно выполнять до того момента, пока из тормозной системы не польется новая тормозная жидкость. Но не забывайте следить за уровнем и время от времени доливайте свежую ТЖ.
  7. Выполняем те же действия с противоположным тормозным блоком, а затем перемещаемся на другую пару тормозных устройств: сначала задний левый, а затем передний правый. Порядок прокачки тормозов нарушать нельзя.
  8. Не забудьте плотно натянуть резиновые колпачки на клапаны после замены старой жидкости.
  9. Теперь возвращаемся к бачку и доливаем жидкость до максимального уровня немного (1-2 см) не доходя до риски «max». Все готово.

После завершения работы нужно проверить педаль тормоза на равномерность и плотность и хода. Нажмите несколько раз на педаль тормоза, чтобы убедиться в плавности хода. Если желанного результата нет, то, скорее всего, в систему проникли пузырьки воздуха – производим прокачку тормозов заново.

Система ABS

Если же вы хотите попробовать своими силами заменить ТЖ в ABS, то нужно знать несколько нюансов. Если блок клапанов, гидроаккумулятор и насос расположены в одном узле, то замену можно выполнять по предыдущей инструкции. Если же ABS раздельная, то нужно ехать в автосервис. Там мастера имеют специальное оборудование для закачки ТЖ под высоким давлением – при таком варианте шанс попадания воздуха практически отсутствует.

Если в вашем авто есть системы SBC или ESP, то в этом случае самостоятельная замена и вовсе невозможна. Теперь вы знаете, через сколько менять ТЖ и как делать это правильно. Не забывайте про контроль уровня жидкости в бачке. Удачи на дорогах!

Замена тормозной жидкости в BMW X5 (видео)