Вы наверняка не раз встречали на дороге машины с массивными металлическими конструкциями перед бамперами и фарами. Они выглядят устрашающе и отбивают всякое желание у других водителей подрезать автомобиль, а у пешеходов — переходить дорогу в неположенном месте. Подобные навесные элементы называются кенгурятниками. Их использование регулируется множеством нормативных актов, поэтому далеко не каждую модель можно узаконить. А вот самодельные кенгурятники и вовсе считаются неправомерным. Тем не менее это не мешает множеству умельцев изготавливать их своими руками и устанавливать на авто. Если вы один из них, изучите наши инструкции как можно тщательнее.

Кенгурятник — что это такое?

Кенгурятник (другое название кенгурун) – это конструкция из металлических трубок, которая фиксируется чаще всего на носовой части автомобиля и защищает его от механических повреждений в случае ДТП.

Кенгурятник

Кенгурятник представляет собой металлическую конструкцию, защищающую носовую часть автомобиля

Слово «кенгурятник» произошло из сленгового выражения roo bar, что можно перевести как «кенгуру-решётка». Первыми это средство защиты придумали американские фермеры, которые использовали специальные деревянные конструкции, крепящиеся на носы пикапов, для разгона домашнего скота. Чуть позже это нововведение переняли австралийцы, которые таким нехитрым способом защищали свои автомобили от выскакивающих на дорогу кенгуру. Отсюда и название изобретения.

Кстати, в продаже можно найти также кенгурятники для заднего бампера. Они не так популярны, как передние, но тем не менее приносят определённую пользу. Они уберегут вашу машину от лёгкого удара сзади. Кроме того, на них можно цеплять дополнительные фонари, которые облегчают езду задним ходом, или фиксировать трос прицепа.

Задний кенгурятник

Задний кенгурятник уменьшит повреждения от удара сзади

Функции устройства

Кенгурятник имеет две основные функции:

  • защитную;
  • декоративную.

Защитная функция подразумевает уменьшение повреждений, получаемых при столкновениях. Прочная металлическая конструкция закрывает передний бампер, фары и решётку радиатора, поэтому во время столкновений они останутся в целости и сохранности. Однако вес и размеры кенгурятника подразумевают установку на тяжёлых рамных внедорожниках, как, например, Nissan Patrol или Toyota Land Cruiser 200. В этом случае можно безбоязненно кататься по бездорожью, не боясь повредить переднюю часть автомобиля, ведь навесное оборудование надёжно защитит его.

Кенгурятник на внедорожнике

Кенгурятники должны устанавливаться только на машины повышенной проходимости

Однако очень часто автомобилисты устанавливают кенгурятники на модели машин, конструкция которых не предназначена для подобных устройств. В этом случае эффективность защитной функции существенно снижается. В то же время законодательство Российской Федерации негативно относится к использованию кенгурятника в качестве декоративного элемента. Если вы являетесь владельцем автомобиля с типом кузова седан, хэтчбек, лифтбэк и уж тем более купе, а на его носу красуется кенгурятник, будьте готовы, что инспекторы ДПС будут довольно часто останавливать и штрафовать вас.

Кенгурятник на легковой машине

На легковом автомобиле кенгурятник выглядит нелепо и привлечёт внимание сотрудников ГИБДД

Преимущества и недостатки кенгурятников

Но о правовой стороне вопроса мы поговорим позже, а пока разберёмся, какие плюсы и минусы есть у этого вида навесного оборудования. К положительным сторонам использования относятся:

  • при небольшом ДТП фары и решётка радиатора, скорее всего, останутся целыми;
  • передняя часть автомобиля частично защищена от грязи и летящих камней при поездках по бездорожью;
  • на него можно крепить дополнительное световое оборудование, например, противотуманные фары;
  • автомобиль приобретает более внушительный внешний вид;
  • общий уровень безопасности повышается.
ПТФ на кенгурятнике

На кенгурятник можно установить дополнительное световое оборудование

Что касается минусов, то они также довольно существенны:

  • на маленьких автомобилях эффективность защиты очень мала;
  • некачественные кенгурятники при ударе могут складываться и наносить дополнительные повреждения;
  • при серьёзном ДТП всю конструкцию вместе с креплениями вырвет, поэтому понадобится более серьёзный ремонт;
  • если виновником аварии стали вы, то пострадавшая машина получит больше повреждений, а значит вам придётся выплачивать более крупную сумму за её ремонт;
  • общий вес автомобиля увеличивается, что негативно сказывается на её скорости и манёвренности;
  • в случае ДТП с участием пешехода пострадавший получит гораздо большее количество повреждений, даже если столкновение случилось на низкой скорости.
ДТП с кенгурятником

Степень повреждения при столкновении с кенгурятником довольно высока

Другими словами, прежде чем устанавливать кенгурятник на свой автомобиль, хорошенько подумайте — а нужен ли он вам? Если вы являетесь владельцем крупной машины, а также часто бываете в местах, где отсутствуют дороги, то это, безусловно, нужная вещь. Но если вы водите типичный городской автомобиль, то кенгурятник для вас не только не нужен, но ещё и вреден.

Традиционно для изготовления кенгурятника используют прочные металлы, такие как сталь. Именно они способны обеспечить достаточную степень защиты. Однако в продаже можно найти и пластиковые изделия. Они выглядят абсолютно идентично металлическим, но, конечно же, не способы уберечь бампер и фары при серьёзном столкновении. Их назначение исключительно декоративное.

Пластиковый кенгурятник

Кенгурятники из пластика могут выполнять только декоративную функцию

Можно ли устанавливать кенгурятник на автомобиль

Бытует мнение, что устанавливать кенгурятники на автомобили строго запрещено. Однако это не совсем так. Как и любой тюнинг, установка защитного навесного оборудования подчиняется определённым правилам. Не каждую конструкцию можно устанавливать на автомобиль. Конечно, вы можете попытаться договориться с пытающимся оштрафовать вас сотрудником ГИБДД, но кенгурятник — очень заметная деталь на вашем кузове, поэтому будьте готовы, что останавливать вас будут часто.

Какими документами и законами регламентируется установка в России

В 2011 году Комиссия Таможенного союза утвердила технический регламент «О безопасности транспортных средств». С 1 января 2015 года этот документ действует и в нашей стране. Именно он регулирует возможность установки тяжёлых кенгурятников на автомобили.

В частности, в главе «Требования безопасности» говорится следующее.

Запрещается установка на транспортные средства категорий М1 безопасности колесных транспортных средств (с изменениями на 11 июля 2016 года) и N1 безопасности колесных транспортных средств (с изменениями на 11 июля 2016 года) конструкций, выступающих вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками. Данное требование не распространяется на конструкции, предусмотренные штатной комплектацией транспортного средства и (или) прошедшие оценку соответствия в установленном порядке, а также на металлические решетки массой менее 0,5 кг, предназначенные для защиты только фар, и государственный регистрационный знак и элементы его крепления.

Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств» (с изменениями на 11 июля 2016 года)

Для того чтобы прояснить ситуацию с категориями транспортных средств, обратимся к тому же документу. Вот как документ объясняет категорию M1

Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.

Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств» (с изменениями на 11 июля 2016 года)

Определение категории N1 выглядит следующим образом

Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.

Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств» (с изменениями на 11 июля 2016 года)

Что касается транспортных средств повышенной проходимости, то они в большинстве своём также относятся к категориям M1 и N1, несмотря на то, что имеют маркировку G. Это ясно даётся понять в пункте 1.2.3. четвёртой главы того же документа.

При обозначении категории транспортных средств повышенной проходимости буква G должна сочетаться с буквами M или N (например, N1G).

Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств» (с изменениями на 11 июля 2016 года)

Таким образом, данные правила распространяются в том числе и на внедорожники.

Следует обратить внимание, что данный документ выделяет несколько типов защитного навесного оборудования:

  • штатное;
  • сертифицированное;
  • самодельное;
  • металлические решётки с малой массой.

Последний тип стоит особняком в этой классификации, так что его в принципе не стоит причислять к кенгурятникам. Подобные лёгкие решётки вы можете устанавливать свободно и не бояться получить штраф. А вот все остальные типы рассмотрим чуть подробнее.

Решётки на фары

Решётки на фары не относятся к кенгурятникам, поэтому их можно безбоязненно устанавливать

Использование штатного устройства

Если ваш автомобиль с завода вышел с кенгурятником, то вы можете пользоваться им, не испытывая никаких угрызений совести и страхов из-за нарушения закона. Его использование не вызовет у вас проблем при проверке документов на дороге или прохождении технического осмотра. Если у сотрудников ГИБДД возникли сомнения о том, что оборудование является штатным, обратите их внимание на VIN автомобиля.

VIN — это идентификационный номер вашего автомобиля, который состоит из 17 цифр. В нём зашифрована вся необходима информация о машине, включая марку и модель, а также другие характеристики автомобиля. Как правило, VIN выбит на одной из подкапотных деталей автомобиля.

VIN автомобиля

В VIN автомобиля зашифрована вся информация, включая наличие кенгурятника

С помощью информации, зашифрованной в нём, вы сможете доказать, что ваш кенгурятник установлен ещё производителем.

Использование сертифицированного

Для начала следует понять, что подразумевается под словосочетанием «сертифицированный кенгурятник». Дело в том, что все производители, занимающиеся изготовлением подобной продукции, должны проходить обязательную сертификацию. Она подтверждает, что изделие изготовлено в соответствии со всеми требованиями и не представляет собой угрозу жизни и здоровью людей.

Сертификат на кенгурятник

Купленный вам кенгурятник обязательно должен иметь сертификат

К таким производителям относятся, например, Groender или Schiessler. Вы можете приобрести и установить их навесное оборудование в том случае, если ваш автомобиль является внедорожником. Об этом говорится в уже процитированном нами документе. Но не следует забывать, что все изменения, вносимые в конструкцию транспортного средства, подлежат обязательной регистрации и внесению отметки об этом в технический паспорт автомобиля. О то, как узаконить установку кенгурятника, мы расскажем чуть позже.

Правомерность установки самодельного

А вот по поводу этого типа закон говорит твёрдое «нет». Всё дело в том, что подобная конструкция, изготовленная своими руками, принесёт больше вреда чем пользы. И вы не сможете доказать обратное, если не имеете на руках соответствующего сертификата. Выдать самодельный кенгурятник за покупной тоже не выйдет, так как вас могут попросить предъявить подтверждающие документы. Таким образом, его использование может обернуться для вас штрафом. А также машина с самодельным кенгурятником не сможет пройти технический осмотр.

Самодельный кенгурятник

Кенгурятник, сделанный своими руками, запрещён для установки на автомобиль

Как сделать кенгурятник своими руками

Если вы не боитесь стать нарушителем закона и всё же готовы рискнуть сделать кенгурятник самостоятельно, вам нужно знать определённые правила изготовления подобных конструкций.

Весь процесс можно условно разделить на несколько этапов:

  • произведение замеров и составление чертежа;
  • подбор материалов и инструментов;
  • изготовление конструкции;
  • покраска готового изделия;
  • монтаж кенгурятника.

А теперь разберём каждый из них подробнее.

Чертежи и замеры

Создание чертежа будущего изделия — первый и наиболее важный этап. Он потребует от вас проявление фантазии и определённых конструкторских навыков, так что заранее убедитесь в собственных силах. Вам нужно измерить носовую часть автомобиля: длину и ширину бампера, который вы будете защищать. Также следует продумать все перемычки и их размеры. Основываясь на полученных данных, создайте проект кенгурятника.

Чертёж кенгурятника

Постройте похожую на эту схему, используя свои замеры

Если же вы не уверены, что справитесь с такой ответственной работой, обратитесь к более опытным коллегам. Проще всего найти информацию в интернете: в сети представлены чертежи едва ли не для каждой модели внедорожника. Но будьте внимательны, ведь ширина и высота автомобиля играют решающую роль, а значит, проект кенгурятника для Нивы нельзя использовать для автомобиля УАЗ Patriot, например.

Материалы и инструменты для работы

В качестве материала для изготовления кенгурятника специалисты рекомендуют использовать трубки из нержавеющей стали. Их оптимальный диаметр 45–50 см. Для особо крупных автомобилей можно использовать трубки до 60 см в диаметре. Кроме того, вы можете комбинировать трубы разных размеров, используя более массивные для каркаса, а более узкие для перемычек.

Металлические трубки

В качестве материала используйте трубки из нержавеющей стали разного диаметра

Помимо самого материала, вам понадобится следующий набор инструментов:

  • картон и клей для изготовления шаблона;
  • болгарка для резки металла;
  • сварочный аппарат (для нержавейки оптимально использование аргонно-дугового типа, однако он может вызвать трудности у новичков);
  • трубогиб (можно заменить уголками для труб)
  • уголки для труб на 90 и 45(в случае если нет возможности использовать трубогиб);
  • торцеватель для стыковки труб;
  • заглушки (по желанию);
  • абразив для шлифовки стыков;
  • мелкозернистая шлифовальная бумага;
  • салфетка-антистатик;
  • обезжиривающий состав;
  • антикоррозийный грунт и краскопульт для него;
  • краска в баллончике;
  • пластинки с отверстиями под болты;
  • болты для крепления конструкции;
  • домкрат для установки кенгурятника.

В случае если вы не можете воспользоваться аргонно-дуговой сваркой, а в вашем распоряжении есть только сварочный полуавтомат, замените трубы из нержавейки на обычные.

Пошаговый процесс изготовления

Как ни крути, сварка — не самый лёгкий процесс. Он требует внимания и аккуратности. Отрезанный не в том месте металл будет сложно приклеить на место, поэтому все работы следует проводить с особой осторожностью. Чтобы минимизировать возможность ошибок, сделайте по чертежу шаблон из картона прежде, чем приступать к резке труб. Соберите его с помощью клея или обычного скотча, а затем примерьте на свой автомобиль.

Шаблон из картона

Прежде чем приступать к резке металла, сделайте шаблон из картона и примерьте его на автомобиль

Если вас всё устраивает: размеры соответствуют габаритам машины, а общая конструкция выглядит симметрично и привлекательно, можно приступать к изготовлению кенгурятника из металла.

  1. В соответствии с параметрами, указанными в чертеже, нанесите разметку на трубы и обозначьте места отрезов.
  2. Отрежьте трубы по линиям.
  3. Если у вас есть трубогиб, вы можете вырезать одну трубу для каркаса, а затем согнуть её под нужным углом с помощью этого устройства. Здесь следует быть особенно внимательным, ведь изгибы с обеих сторон должны быть абсолютно симметричными.
  4. Если у вас нет опыта в изгибании труб, следует воспользоваться металлическими уголками. Работать с ними будет легче: к каждой из сторон уголка нужно приварить часть трубки.
  5. Для того чтобы сделать Т-образные стыки и установить перемычки, лучше всего воспользоваться торцевателем. С его помощью можно отрезать участки труб.
  6. Получившиеся перемычки также привариваются к каркасу.
  7. Все швы следует обработать абразивом и отполировать. Так стыки станут совсем незаметными.
  8. Установите заглушки на открытые концы труб.

Этапы изготовления на фото

Таким образом вы сможете изготовить кенгурятник своими руками. Теперь вам осталось только покрасить его и установить на своё место.

Обратите внимание, что между перемычками и каркасом кенгурятника зазор должен составлять не более 1 мм. Именно для этих целей и требуется торцеватель.

Торцеватель

Торцеватель необходим для создания Т-образных стыков

Видео: кенгурятник своими руками

Покраска готового изделия

Красят обычно кенгурятники из простых чёрных труб. Однако нержавеющие детали тоже бывает не лишним покрыть краской. Единственный контраргумент для этого процесса — постоянное повреждение покрытия при поездках по бездорожью. Ветки деревьев, мелкий песок и камни негативно влияют на слой краски. Если же это вас не пугает, можете смело окрашивать изделие.

  1. Помойте конструкцию. Грязь помешает равномерному нанесению краски.
  2. Обработайте металлические трубы по всей поверхности наждачной бумагой с мелким зерном. Это необходимо для улучшения сцепления.
  3. Салфеткой-антистатиком уберите образовавшуюся при шлифовке пыль.
  4. Обезжирьте поверхность кенгурятника.
  5. Нанесите слой антикоррозийного грунта в один равномерный слой и дайте ему просохнуть.
  6. Теперь можно приступать к нанесению краски из баллончика. При желании вы можете воспользоваться и обычной краской, которая заправляется в краскопульт, но для этого процесса вам понадобится отдельный инструмент (использовать тот же краскопульт, что и для нанесения грунта запрещено).

Дайте изделию как следует высохнуть. После этого можете наслаждаться видом покрашенного кенгурятника.

Покрашенный кенгурятник

Нанесите краску на слой грунта, чтобы она легла лучше

Не забудьте застелить газетами пол в помещении, где будете проводить окрашивание. Иначе вам придётся потратить много времени на очистку пола от капель краски.

Для того чтобы краска лучше держалась, специалисты рекомендуют порошковые составы. Однако окрашивание ими практически невозможно осуществить в гаражных условиях. В этом случае лучше всего обратиться к профессионалам.

Установка на машину своими руками

От того насколько крепко будет держаться кенгурятник будет зависеть его эффективность. Неправильно установленное изделие может отвалиться даже на ходу. Учитывая, что такая массивная конструкция попадёт прямо под передние колёса вашего автомобиля, результат может быть самым трагическим. Так что отнеситесь к этому этапу со всей серьёзностью.

  1. Приподнимите автомобиль с помощью домкрата и замерьте расстояние между лонжеронами. Также следует измерить расстояние между передним краем бампера и лонжеронами. Запишите эти числа.
  2. Отпилите две трубки такой длины, чтобы с их помощью можно было закрепить кенгурятник на лонжеронах. При этом конструкция не должна сильно выступать впереди автомобиля.
  3. Найдите центр нижней перекладины кенгурятника. Вы будете ориентироваться на него при установке конструкции.
  4. Приварите трубки к кенгурятнику на таком расстоянии между собой, на котором находятся лонжероны. Следите, чтобы центр конструкции оставался на своём месте. Вам важно соблюдать симметрию.
  5. К концам труб прикрепите металлические пластины толщиной около 10 мм, на которых предусмотрены отверстия под болты.
  6. На соответствующих местах на лонжеронах создайте отверстия нужного диаметра.
  7. Закрепите конструкцию с помощью болтов.
Установка кенгурятника

Прикрепите кенгурятник к лонжеронам автомобиля

Учтите, что вес кенгурятника очень большой. В одиночку с установкой вы точно не справитесь. Позовите на помощь пару товарищей, которые будут придерживать конструкцию, пока вы вкручиваете болты.

Как узаконить кенгурятник на автомобиле

Если вы установили на своём автомобиле сертифицированный кенгурятник, вам обязательно нужно зарегистрировать его в ГИБДД. В противном случае штраф вам обеспечен. Для того чтобы сделать это, вам нужно собрать следующий пакет документов:

  • сертификат на изделие и его копия с печатью (он идёт в комплекте с самим кенгурятником);
  • заявление о внесении изменений в конструкцию ТС;
  • сертификат, подтверждающий монтаж оборудования в специализированной мастерской;
  • наряд на монтаж кенгурятника.

Последние три документа вы получите в организации, где и устанавливали новое оборудование.

Если вы устанавливали бампер своими руками, то вам нужно будет дополнительно пройти экспертную комиссию, которая установит, что монтаж проводился по всем правилам и не представляет опасности при эксплуатации. Это довольно дорогое удовольствие, поэтому экономить на этом нет смысла. Лучше доверить установку оборудования профессионалам.

После установки и сбора всех документов вас ожидает долгий и нудный бюрократический процесс, включающий в себя много этапов по оценке и регистрации изменений в конструкции автомобиля.

  1. В Межрайонный экзаменационный отдел (МРЭО) ГИБДД, где была зарегистрирована ваша машина, вы должны написать соответствующее заявление.
  2. Подлинность всех документов будет проверена экспертом.
  3. После этого вас ожидает внеплановый технический осмотр.
  4. Если техосмотр пройден успешно, вы можете обратиться к начальнику МРЭО. Именно он подписывает ваше заявление.
  5. Затем автомобиль проходит осмотр на площадке, и если нарушения не будут выявлены, он получит запись в технический паспорт.

Подобная регистрация кенгурятника избавит вас от всех возможных проблем с изменением конструкции автомобиля.

Штрафы и виды наказаний за кенгурятник: прав ли сотрудник ГИБДД?

Фактически штрафа за установку кенгурятника не существуют, но есть другие способы привлечь нарушителя к ответственности. Как правило, аргументом для штрафа является незаконное внесение изменений в конструкцию автомобиля. Как же это происходит?

Если сотруднику ГИБДД покажется, что на вашем автомобиле кенгурятник установлен незаконно (внешний вид изделия выдаёт самодельную конструкцию или автомобиль не является внедорожником), он может остановить вас и попросить предъявить технический паспорт транспортного средства. В нём должна находиться отметка о внесении изменении в конструкцию. Если таковой нет, то автомобиль автоматически попадает под действие Перечня неисправностей, при которых запрещено управление ТС.

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 21.02.2002 N 127 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090»

Разумеется, если кенгурятник изготовлен своими руками или не сертифицирован, вы не сможете пройти согласование в ГИБДД и получить соответствующую отметку в техпаспорт. В этом случае управление автомобилем запрещено, что подтверждается статьёй 12.5 об управлении транспортными средствами при наличии неисправностей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2017)

В каком же случае автомобилист получает предупреждение, а когда не отделаться от штрафа? Если вас уже останавливали за подобное нарушение, но вы не предприняли никаких действий, вам придётся заплатить штраф. Однако если вас поймали впервые и вы готовы демонтировать конструкцию, есть шанс получить только предупреждение.

Бытует мнение, что инспекторы ГИБДД не имеют права останавливать автомобили по причине незаконно установленного навесного оборудование, так как это невозможно определить на глаз. Однако практика показывает, что причин на остановку водителя может быть множество, в том числе и косвенные. В процессе проверки документов вас могут попросить предоставить технический паспорт, после чего и выявятся все нарушения. Так что только вам решать, стоит ли рисковать и кататься с неузаконенным кенгурятником.

Как показывает практика, сотрудники ГИБДД останавливают только те автомобили, вид которых прямо говорит о незаконности установки кенгурятника. Например, не стоит удивляться, что вас постоянно штрафуют, если вы являетесь владельцем городского седана. Инспекторы сразу понимают, что ГИБДД никогда не позволит зарегистрировать такую конструкцию, а значит, используете вы её, нарушая закон. В то же время владельцы внедорожников могут рискнуть и установить на свой автомобиль даже самодельное устройство, так как их останавливают за подобное гораздо реже. А вот при прохождении техосмотра неузаконенный кенгурятник придётся снимать в любом случае. И, конечно, не стоит забывать о соблюдении правил дорожного движения, ведь управляя подобным транспортным средством, вы являетесь потенциальной опасностью для пешеходов и других автомобилистов.