Диагностика автомобильного силового агрегата по дыму из выхлопа
Дым из автомобильного глушителя может стать диагностическим признаком для многих опытных автолюбителей и профессионалов. Он указывает на появившиеся в силовой установке неисправности, даёт понять по цвету, какие именно проблемы возникли. Так в чём же может быть причина дыма из выхлопной трубы авто?
Содержание
Определение нормального выхлопа
Множество самых разнообразных приборов нынче способны помочь провести качественную диагностику автомотора. Большинство из них непосредственно связываются с блоком двигателя, что существенно облегчает самодиагностику и контроль за счёт сканеров неисправностей. Однако приборы передают лишь поверхностные сведения о функционировании различных систем и датчиков.
Безусловно, они призваны облегчить диагностику, однако ни один из них, каким бы современным он ни был, не подскажет, что именно не в порядке. Диагностический прибор даёт лишь подсказки, и не более.
Получить конкретную информацию поможет газоанализ или изучение выхлопной системы автомобиля. Другими словами — цвет и состояние выхлопа.
Интересный момент. Проводить диагностику выхлопного тракта рекомендуется только после проверки на герметичность. Дело в том, что внутрь системы частенько попадает воздух (в момент разрежения). Молекулы воздуха сбивают с толку показания, и для специалиста это лишняя головная боль.
2-компонентный автомобильный газоанализатор, подключённый к выхлопу, даст возможность проверить нормальные показатели функционирования силовой установки. Контроль уровня токсичности выхлопа проводится по экостандарту ГОСТ-2003, обязательно в соответствии с Евро-4 и Евро-5.
Среди преимуществ газоанализатора выделяется возможность измерения количества содержания СО и СH, графическая интерпретация итоговых результатов и многое другое. В таблице ниже приведены технические характеристики автомобильного газоанализатора, по которым можно будет определить состояние и качество функционирования силовой установки.
Таблица: технические характеристики автомобильного газоанализатора
Диапазон измерения содержания углеводорода СH | 0…0,003 |
Пределы допускаемой погрешности CH | Абсолютная — 0,00002; Относительная — 6% |
Диапазон измерения содержания окисла углерода СО | 0…7% |
Пределы допускаемой погрешности СО | Абсолютная — 0,2%; Относительная — 6% |
Диапазон измерения частоты оборотов | 0…8000 мин-1 |
Расход анализируемого газа не менее | 60 л/ч |
Время установления показаний не более | 30 секунд |
Время установления рабочего режима не более | 30 мин. |
Электропитание через БП от сети переменного тока | 220/22 В |
Электропитание от сети постоянного тока (бортовой сети автомобиля) | 12,6/2 В |
Мощность потребляемая, не более | 20 Вт |
Диапазон рабочих температур | 0…40 градусов |
Исправный двигатель должен выделять газы бесцветные, особенно летом, в тёплое время года. Зимой же цвет может быть беловатым, что объясняется наличием водяного пара, присутствующего в выхлопном газе.
Нормы отработанных газов дизельной силовой установки
Следует знать, что автомашины с дизельным силовым агрегатом попадают под ГОСТ 21393, если речь заходит о диагностике норм выхлопных газов. При этом основным критерием становится числовое значение понижения света, который эксперты называют К.
Внимание. Показатели К всегда рекомендуется измерять на бесскоростном положении, в двух режимах.
Диагностика в режиме свободного ускорения
На стоящей неподвижно автомашине измерения проводятся следующим образом:
- На глушитель диагностируемого авто ставится оптический детектор или соединяется шланг измерительного зонда газоанализатора. Обязательно задействуется регулятор масла.
- Затем непосредственно к силовому агрегату подключается ДЧВ (датчик частоты вращения) коленвала.
- Силовой агрегат заводится и прогревается до рабочей температуры. Одновременно ставится частота вращения на самый минимум.
Перед измерениями обязательно следует выполнить серию из 6 повторных циклов изменения амплитуды вращения коленвала автомобильной дизельной силовой установки. Схема должна идти от минимума до максимума, с плавным нажатием на педаль акселератора с временным интервалом 7–15 секунд (крайнее положение — упор педали до пола).
После этого проводится повторная серия, но уже состоящая из 4 измерений. В данном случае надо нажимать на педаль газа быстро, но не резко. Держать педаль следует около 2–3 секунд, поддерживая таким образом постоянную амплитуду вращения коленвала, ограничиваемую ТНВД.
Внимание. Цель манипуляции — определить максимальное значение К, амплитуда вращения с ограничителем ТНВД и амплитуда вращения в бесскоростном положении.
Как определить неполадки в режиме оптимальной частоты вращения
В данном случае показатели снимаются не позднее чем через минуту после испытаний первым способом. На педаль следует нажимать плавно, тем самым управляя подачей горючего равномерно. Педаль удерживается 2–3 секунды, амплитуда вращения регулируется ТНВД.
Нормальными показателями дымности являются такие значения, при которых они не превышают 6 процентов по специальной шкале, в графе N (подробнее в таблице).
Примечание. Это значение N представляет собой степень ослабления К, что обусловливается поглощением и рассеиванием света выхлопными газами, проходящими сквозь глушитель.
Таблица пересчёта показателей светового потока в коэффициент ослабления светового потока
К, м-1 | 0,0 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,7 | 0,9 | 1, |
N, % | 0,0 | 4 | 8 | 11 | 15 | 20 | 25 | 31 | 40 |
К, м-1 | 1,4 | 1,6 | 1,9 | 2,5 | 2,8 | 3,5 | 4,0 | 4,6 | — |
N, % | 45 | 50 | 56 | 66 | 70 | 78 | 81 | 86 | 100 |
Что касается допустимости норм дымности дизельных агрегатов, то они представлены уже в другой таблице.
Таблица допустимости норм дымности дизельных двигателей
Режим измерения дымности | Предельно допустимое значение показателя Кдоп., м-1 | Предельно допустимое значение показателя Nдоп.,% |
Свободное ускорение для автомобилей с дизелями: | 1,2 | 40 |
без наддува | 1,6 | 50 |
с наддувом | 0,4 | 15 |
Выявление неисправностей силовой установки по цвету выхлопа
Итак, изменение цвета выхлопа всегда свидетельствует о неисправностях либо в самом моторе, либо в какой-нибудь автомобильной системе. Цвет может быть разным в зависимости от конкретного характера нарушения.
Чёрный выхлоп: причины и последствия
Если из глушителя повалил чёрный дым, то это явное свидетельство неполного сгорания горючего в цилиндрах двигателя. Вероятнее всего, что в мотор поступает недостаточное количество воздуха, смесь обеднена и сгорает из-за этого не полностью.
Дым чёрного цвета также может говорить о малой доле компрессии в силовой установке. Чтобы удостовериться в этом, достаточно проверить расход топлива. Если он повысился, это лишний раз доказывает малую компрессию.
Ещё причины, вызывающие появление чёрного выхлопа:
- Засорение системы выхлопа.
- Проблемы с воздушным фильтром.
- Ошибки в регулировке зазоров свечей.
Кстати, на карбюраторном ДВС появление чёрного выхлопа почти всегда свидетельствует о засорении или неисправности карбюратора.
Что касается разницы появления чёрного выхлопа между дизельными и бензиновыми агрегатами, то на вторых часто это является причиной подтекания форсунок. Решается проблема легко — форсунки очищаются и промываются. У дизельного мотора наличие чёрного дыма несёт куда более обширный характер. Это может говорить о наличии сложностей в самом моторе, особенно при появлении дыма во время запуска.
Кроме того, у бензиновых агрегатов на инжекторе и карбюраторе чёрный выхлоп — прямое свидетельство дефекта датчика системы впрыска. У дизельных агрегатов наличие чёрного выхлопа может говорить также про неисправности систем регулирования наддува, подтекании запальной свечи или чересчур малом давление впрыска топлива из-за неправильно установленных (неродных) форсунок. Сложности могут быть и с ТНВД, что тоже приведёт к появлению чёрного дыма на дизелях, в том числе и турбо.
Чёрный выхлоп легко просматривается в дневное время, когда светло. Подробнее о появлении чёрного выхлопа можно посмотреть в видеообзоре.
Почему из глушителя идёт сильный чёрный дым
Белый выхлоп на бензине и дизеле
Как и было написано выше, белый цвет выхлопа не всегда свидетельствует о неисправности, ведь в холодное время года такое случается. Но такой цвет постепенно исчезает по мере нагревания мотора.
А вот на прогретом ДВС появление густого белого выхлопа — уже не есть хорошо. Причиной этого становится проникновение в моторные цилиндры антифриза (тосола).
Примечание. В этом случае его оттенок может быть разным, так как напрямую зависит от состава жидкости и состояния окружающей среды, степени освещённости и т. д. В некоторых случаях оттенок напоминает сизый цвет, наподобие масляного дыма.
Как же отличить нормальный белый выхлоп и неисправный? Легко — надо обратить внимание на то, рассеивается ли дым. Если да, то это водяной пар и ничего более. А после масляного дыма синеватый туман не уходит и остаётся ещё надолго.
Антифриз способен попасть в двигательные цилиндры по разным причинам, но основная — это выход из строя прокладки или трещина в ГБЦ.
Другие причины появления белого выхлопа следующие:
- Перегрев мотора, вызванный нерабочим термостатом.
- Проблемы с регулятором задействования вентилятора или выход из строя последнего.
- Утечка жидкости из радиатора.
После доказания природы белого дыма эксплуатировать автомашину запрещено. Подобные дефекты имеют свойство быстро прогрессировать, да и функционирование ДВС в таком режиме значительно ускорит износ важнейших элементов, и без капремонта мотора через пару сотен километров пробега проблему уже не устранить.
Сизый (синий, голубой, серый) выхлоп
Как правило, основной причиной появления голубого выхлопа эксперты называют масло. Другими словами, смазка попадает внутрь ДВС, в результате чего из глушителя начинает идти сизый дым.
Безусловно, «маслодым» всегда сопровождается повышенным расходом горючего. Если расход топлива не слишком высок, сизый дым появляется в основном только при разгоне автомобиля. Если же потребление горючего уже переходит все границы, синий выхлоп присутствует всегда, даже при обычных режимах езды.
Причина появления такого дыма кроется не в самом попадании масла, а связано это с устареванием внутренних элементов ДВС. Одновременно с этим возможно снижение компрессии.
Надеемся, что нам удалось хоть как-то помочь автолюбителям понять причины появления дыма из выхлопа и по этим признакам определить «болезнь» двигателя автомобиля. Помните, что в машине всегда можно всё отремонтировать, и если что-то не получается сделать своими руками, надо обращаться в специализированные центры.