Прочность и надёжность кузова — гарантия качества любого автомобиля.

Неважно, новая покупается машина или бывшая в употреблении.

Чтобы «железный конь» не щеголял в будущем гнилыми порогами и был защищён от коррозии и влияния химических добавок, которыми щедро осыпаются наши дороги в зимнее время, выполняется оцинковка.

Почему же нельзя просто обработать так все машины ещё на заводе? Дело в том, что эта процедура прилично влияет на конечную стоимость авто, поэтому на некоторых деталях стараются обойтись слоем грунтовки.

Виды и технологии оцинковки

Оцинковка является на сегодняшний день самым надёжным способом защиты кузова от коррозии — цинксодержащее вещество не боится солей и влаги, губительных для металла.

Она бывает трёх видов, её также можно сделать самостоятельно. Защищают весь кузов или только самые уязвимые его части.

Считается, что российский автопром позади планеты всей этак последние пару десятилетий минимум.

Тем не менее, кузов Lada Granta оцинкован целиком, а кузов Lada Kalina надёжно защищён от коррозий на сорок процентов.

Там, где нет оцинковки, делают грунтовку.

Видео: что нужно знать о цинковании металла

Старые автомобили на заводах обрабатывали цинксодержащим грунтом. Он тоже надёжен, но полную оцинковку заменить не в состоянии.

Частицы цинка, использующегося для защиты автомобилей от коррозии

Немцы начали оцинковывать кузова своих Audi ещё в восьмидесятых годах прошлого века.

Сегодня в Европе и Америке стараются найти процедуре замену — цинк оказался вреден для экологии.

Но пока на автомобильных заводах по всему миру цинкование не уходит в историю.

Обрабатывают бамперы, обвесы, да и вообще всё, что прилегает к кузову. Даже на тех же Audi.

За рубежом метод защиты кузова оцинковкой применяется уже более тридцати лет.

Коррозия взаимодействует с цинком, а не со сталью

Есть четыре способа оцинковки кузова:

  • горячая оцинковка;
  • гальваническая оцинковка;
  • холодная оцинковка;
  • изготовление машин из цинкрометалла.

Рассмотрим каждый из способов более подробно.

Горячая оцинковка

Весьма надёжная и довольно дорогая. Сухой кузов опускают в расплавленный цинк температурой не ниже пятисот градусов.

Те самые Audi восьмидесятых, обработанные таким образом, до сих пор ездят, не требуя кузовного ремонта.

Многие ли авто с большим пробегом могут похвастаться таким результатом?

Сегодня так цинкуют дорогие модели Audi, Volkswagen, Seat.

Гарантия на такой кузов — от пятнадцати лет и выше. При незначительных повреждениях цинковая плёнка со временем самостоятельно восстанавливается.

Автомобиль Audi восьмидесятых годов с качественной горячей оцинковкой

Гальваническая оцинковка

Кузов целиком погружают в ванну с цинксодержащим электролитом, где под воздействием электрического тока цинк остаётся на поверхности металла.

Обработка менее устойчива, чем горячая оцинковка, но придаёт автомобилю более «глянцевый» и «декоративный» вид за счёт равномерного и блестящего покрытия.

Гарантия на этот кузов — от десяти лет и выше.

Такая оцинковка применяется, прежде всего, у Mercedes и BMW. Будучи вечными конкурентами с Volkswagen и Audi, марки изобрели свою оцинковку — гальваническую.

Стоит отметить, что у более дешёвых машин цинкуют не весь кузов, а лишь его части, и в основном — внутренние, как самые труднодоступные для ремонта.

Mersedes и BMW — автомобили, кузова которых оцинкованы гальваническим методом

Оцинковка незаменима в холодных странах с суровым климатом. В Европе машину всё чаще покупают лет на пять с целью дальнейшей перепродажи, а на столь короткий срок хватит и антикоррозийного покрытия, так что оцинковка теперь — скорее рекламный ход.

Холодная оцинковка

Наиболее популярна среди бюджетных моделей машин. На кузов распыляется цинксодержащая краска (содержание цинка около девяноста процентов).

Холодная оцинковка — залог низкой устойчивости к коррозии.

Подумайте сами: если цинк содержится в слое краски и краска стёрлась, цинк сотрётся вместе с ней.

Любая потёртость кузова, любое механическое повреждение, вызванное необдуманным поворотом руля на парковке — и на кузовную сталь начнёт попадать и влага, и соли.

Холодной оцинковкой предсказуемо грешат азиатские и русские авто: кузова марок Lada и Hyundai обрабатывают именно таким образом. Отсюда — низкая коррозийная устойчивость.

Но и американский автопром недалеко ушёл: действительно, зачем сохранять кузов, если через пять лет эксплуатации машину всё равно продадут? И так сойдёт.

Автомобили марки Daewoo в базовой комплектации имеют оцинкованный кузов.

Вспомните цену такой малютки и подумайте: насколько эта оцинковка качественна?

Фотогалерея: автомобили с холодной оцинковкой

Цинкрометалл

Как несложно догадаться из названия, этот материал представляет собой некий симбиоз цинка и металла.

Прост в выплавке, незатейлив в обработке, да и клеятся детали из него без особых проблем.

Цинкрометалл боится высокой влажности. Используется только узким перечнем бюджетных марок.

Неполная оцинковка кузова

Для начала следует усвоить вот что: подавляющее большинство новых моделей не обладает полностью оцинкованным кузовом. Почему?

Во-первых, на Западе распространена мода на автомобили-пятилетки: откатал — пустил с молотка.

Вот никто и «не заморачивается» над полноценной антикоррозийной защитой — из-за маленького срока эксплуатации, автомобиль за такое время физически не успеет завести коррозию.

Во-вторых, на Востоке всё хорошо, что продаётся дёшево, а недорого да с грамотно оцинкованным кузовом — это только в сказках.

Так что дешевизна тоже играет не последнюю роль в выборе методов оцинковки.

В-третьих, в России — на стыке Востока и Запада, где, в общем-то, больше от Востока, тоже не хотят слишком повышать цены на автомобили.

Да, ребрендинг — дело хорошее, но Lada всё ещё считается бюджетным авто.

Цинковка кузова автомобиля Ford

Сейчас «немодно» делать машины на десятилетия эксплуатации, и стойкость «железных коней» восьмидесятых придётся поискать.

У моей машины оцинкованный кузов

А вы уверены? Начнём с того, что разнообразные уловки с цинкованием обожают менеджеры автосалонов и рекламщики, но только слова «полная оцинковка» говорят о действительно полной оцинковке.

Если же ваша машина была покрыта цинксодержащей краской, теоретически она тоже полностью оцинкована, а на практике такой метод (холодную оцинковку) считают одной из худших.

И также цинкрометалл пытаются выдавать за полную оцинковку.

Смотрите в документы, а не в рекламные брошюры.

На практике частенько недоговаривают о характере своей «полной оцинковки» такие бренды, как:

  • Mitsubishi;
  • Nissan;
  • Renault;
  • Hyundai;
  • Kia (азиатский автомобильный гигант использует цинкрометалл);
  • ВАЗ;
  • Daewoo.

Фотогалерея: некоторые модели автомобилей начали получать приемлемую оцинковку совсем недавно

«Северные» марки, вроде Volvo и Skoda, цинкуют лучше — им жить в более суровых условиях.

Skoda Oktavia — авто с настоящей оцинковкой

Из современных полностью оцинкованных автомобилей стоит отметить ценовой сегмент от Skoda Octavia и выше во всей Volkswagen Group.

Volvo XC60 — хорош как изнутри, так и снаружи

Кого точно цинкуют горячей оцинковкой (автомобили Volkswagen Group):

  • Porsche;
  • Audi;
  • Volkswagen;
  • Seat;
  • Skoda.

Модели концерна General Motors имеют ряд оцинкованных деталей (Chevrolet, Fiat, Opel, Cadillac, Buick).

Ну а Ford Mondeo надлежащим образом обрабатывают не всегда (желательно брать машину бельгийской сборки).

Фотогалерея: машины с оцинкованными деталями, а не всем кузовом

Как узнать, оцинкован ли бывший в употреблении автомобиль

Для этого нужно посмотреть, цинковались ли кузова таких моделей в её год выпуска.

Если вы покупаете машину с рук и продавец уверяет, что цинковал где-то что-то сам и поэтому цена такая, имейте в виду, что проверить наличие оцинковки — задача трудная.

Далеко не в каждом СТО есть оборудования для подобной диагностики, а даже если бы оно и было, стоимость за его эксплуатацию неизменно задерут до небес.

Ещё можно при наличии сколов внимательно осмотреть место потёртости: если появилось тёмное пятно, а ржавчины не видно, деталь цинкованная.

Оцинковка своими руками

Домашнее и термическое цинкование, понятное дело, несовместимы. Зато можно гальванически нанести цинк на весь кузов или какую-то его часть.

Набор для самостоятельной оцинковки

Цинкование необходимо проводить на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении!

Что понадобится

  • раствор соли цинка, сульфат или хлорид цинка (паяльная кислота), при отсутствии всех вышеперечисленных — цинк, соляная или серная кислота). Химикаты можно приобрести в магазине радиодеталей;
  • провод;
  • кислостойкая ёмкость подходящего размера;
  • источник тока;
  • деталь.

Алгоритм работы

Ничего сложного в домашней оцинковке нет.

Видео: приготовление раствора для оцинковки из набора

  1. В ёмкость положите цинк, затем начинайте подливать кислоту: так готовится раствор для электролиза. На один литр кислоты придётся истратить около четырёхсот грамм цинка. По завершении реакции положите ещё немного цинка в раствор — если не выделяются пузырьки водорода, можно приступать ко второму пункту, иначе реакция ещё не завершена.

    Приготовление раствора для цинковки

  2. Отделите прозрачный раствор от осадка.
  3. Цинкуемую деталь подключите к минусу источника тока, а плюс — к кусочку цинка. Поместите их в раствор и подайте напряжение (примерно двенадцать вольт, сила тока — один ампер). Провод, подключённый к цинку, не должен контактировать с раствором!

    Процесс цинкования детали

  4. На детали появится равномерный серый слой. После окончания оцинковки промойте деталь в воде.

И также можно оцинковать деталь, покрыв её специальным жидким составом, но для этого её сначала надо будет очистить от ржавчины и обезжирить, а затем в два слоя покрыть цинксодержащей смесью. Один слой сохнет около тридцати минут.

Видео: самостоятельная оцинковка специальным раствором

Прочный кузов позволит вам реже испытывать проблемы с машиной, поэтому ещё на этапе выбора модели особое внимание нужно уделить оцинковке.

Пусть так, как делали в восьмидесятых, уже никто не оцинкует, но хотя бы семь лет без коррозий — уже очень приличный показатель по современным меркам.

В суровом северном климате труднее не только людям, но и механизмам.

Поэтому постарайтесь меньше смотреть в рекламные буклеты и больше — в официальные бумаги, где методы чудо-обработки кузова описаны более подробно.

Грамотно подобранный автомобиль всегда оправдает вложенные в него деньги, и это не тот случай, когда можно сэкономить.