Нива 2121: обзор легенды российского автопрома
Нива 2121 – одно из немногих российских авто, которое в свое время завоевало популярность не только в России, но и в некоторых зарубежных странах мира. На это были свои причины. В 1978 году Нива вывела на новый уровень класс внедорожников с высокой проходимостью. Во-первых, советский аналог был гораздо дешевле других авто класса 4×4, а во-вторых, он обладал неплохой проходимостью. Большие колеса, легкий вес, большой дорожный просвет и короткая колесная база позволяет проходить Ниве там, где многие современные внедорожники увязли бы.
Экстерьер Нивы 2121
Строгий и геометрически простой дизайн автомобиля был разработан еще в конце 70-х годов, поэтому рассчитывать на какие-либо изящные линии не стоит. За более чем 30 лет в дизайне не произошло практически никаких изменений.
Однако когда мы говорим о практичности внедорожника и о его предназначении, внешний вид авто не имеет ключевого значения. Если сделать джип качественно и со вкусом, то можно влюбить сердца миллионов автолюбителей даже в самые квадратные формы (вспомните хотя бы, какие формы у Mercedes Gelandewagen).
Но замечание можно и сделать: за такой большой промежуток времени компания ВАЗ могла превратить Ниву во что-нибудь стильное, модное, чтобы разбавить сухую практичность автомобиля и преимущественно сельское предназначение авто. Однако компания не спешит менять внешний вид русского внедорожника. Джип Нива 2121 до сих ассоциируется у людей как неустанный «работяга» и «дачник».
А ведь к дизайну внедорожника добавить нужно не так уж и много: большие колеса на широкой покрышке с красивыми дисками, краска сочного люксового цвета, современные фары (вместо одной примитивной лампочки), хромированные защитные дуги. После таких изменений внедорожник выглядит как авто класса люкс. Зачастую любители тюнинга добавляют такие элементы на отечественный джип. После проведенных манипуляций русский внедорожник выглядит шикарно – почему бы тогда дизайнерам и инженерам ВАЗа не задуматься над постройкой модели с максимальной комплектацией, мощным двигателем и эксклюзивным видом?
А пока приходится говорить о скромном и довольно простом экстерьере с незамысловатыми геометрическими формами. Ввиду короткой колесной базы (2200 мм) Нива 2121 имеет кузов 3-дверного универсала. Габариты русского внедорожника остаются прежними: длина – 3740 мм, ширина – 1680 мм, а высота – 1640 мм. Клиренс автомобиля достаточно высокий – 220 мм.
Интерьер Нивы 2121
Аспект спартанского минимализма не обошел и интерьер Нивы 2121. Модели последних годов (ВАЗ-21213, ВАЗ-21214) хоть и оснащены электронными циферблатами на приборной панели, однако о полноценной современной комплектации можно и не мечтать. Принцип «Нива – дачная машина» остается в действии. Пластик, используемый в салоне, – довольно дешевый и твердый на ощупь, все движущиеся элементы – механические. Однако каких удобств можно ожидать от внедорожника за 300-370 тыс. рублей?
Салон не может похвастаться свободой и просторными размерами. Как ни крути, российский внедорожник относится к классу «компактных» джипов. Если водитель и передний пассажир еще могут похвастаться относительным комфортом и свободой передвижения, то задние вряд ли получат большое удовольствие от поездок на дальние расстояния. Особенный дискомфорт испытают на себе те, кто имеет высокий рост и длинные ноги.
Объем багажника сильно урезан короткой длиной кузова. Он составляет всего 265 литров. Однако со сложенными сиденьями объем возрастает до 585 литров.
Салон Нивы 2121 – не отличается особым комфортом и роскошью, но не надо забывать предназначение машины – высокая проходимость и работоспособность. С этими пунктами ВАЗ 4х4 справляется без особых затруднений.
Характеристики Нивы 2121
В мире внедорожников Ниву 2121 можно назвать малолитражкой. Рядный 4-цилиндровый двигатель объемом 1,58 литра с 70-х годов прошлого столетия практически не претерпел никаких изменений. Хотя компания ВАЗ постепенно и увеличивала объем в следующих версиях, на мощности и производительности это особо не отражалось.
Двигатель модели 2121 выдает 80 л. с. и крутящий момент в 114 Нм. Рестайлинговая модификация ВАЗ 21213 уже имела новый увеличенный рабочий объем в 1690 куб. см, однако это добавило всего 1,9 дополнительных л. с. и 10 Нм крутящего момента. Последняя версия с 3-дверным кузовом – 21214, добавила еще одну л. с. до 83.
Также существуют современные модификации с объемом двигателя от 1,3 до 1,7 литра и мощностью в 69-75 л. с. Практически все версии агрегатов – карбюраторные, работают на бензине. На сегодня есть только одна дизельная модификация объемом 1,9 литров и мощностью в 75 л.с.
Что касается разгона и максимальной скорости, то тут цифры вас ничем не удивят:
1) ВАЗ 2121: разгон до 100 км/час – 21 с; максимальная скорость – 132 км/час;
2) ВАЗ 21213: разгон до 100 км/час – 17 с; максимальная скорость – 153 км/час;
3) ВАЗ 21214: разгон до 100 км/час – 17с; максимальная скорость – 142 км/час.
Двигатели Нивы обладают умеренным аппетитом, во многом благодаря своим небольшим объемам.
Расход топлива:
1) ВАЗ 2121: 10-13 литров на 100 км;
2) ВАЗ 21213: 8-11 литров на 100 км;
3) ВАЗ 21214: 8-9 литров на 100 км.
Версии с объемом двигателя 1,3 л потребляют на несколько литров меньше (6-8 л при смешанном типе).
Объем топливного бака всех трех моделей составляет 42 литра.
Коробка передач – ручная, 4-ступенчатая. С версии 21213 внедорожники начали оснащать 5-ступенчатой КПП.
Цена Нивы 2121
Цены на новую Ниву 2121 в России начинаются от 300 тыс. рублей. В зависимости от модификации стоимость может повышаться до 370-400 тыс. рублей.