Предположим, вы впервые пришли в автомагазин за моторным маслом. Продавец спрашивает: «Вам какое? Синтетика, минеральное, полусинтетика?» И что ему ответить? Какой вариант лучше всего подходит для вашего автомобиля?

Классификация моторных масел

Существует множество видов двигателей, которые работают по разным технологиям. Каждый из них изготовлен по собственной технологии. Одни предназначены для поклонников спортивной езды, другие лучше подходят жителям города, желающим сэкономить. Масло для мощного силового агрегата, который в основном используется в местах с холодным климатом, не подойдёт для небольшого городского автомобиля, владелец которого ездит только за покупками в ближайший магазин.

Моторные масла классифицируются по ряду параметров, но важнейшим является химический состав основы. Дело в том, что с повышением оборотов двигателя увеличивается и температура технической жидкости. Чем мотор горячее, тем ниже уровень вязкости масла. Соответственно, если в вашей машине используется мощный, сильно нагревающийся двигатель, потребуется масло, которое способно сохранять свойства при высокой температуре.

Рассмотрим каждую разновидность технической жидкости подробнее.

моторное масло

В таком разнообразии немудрено запутаться!

Минеральное

Изготавливается методом прямой перегонки нефти из мазута. Процесс производства достаточно прост, так что этот вариант обычно стоит дешевле прочих. Обычно используется небольшое количество присадок (т. е. дополнительных компонентов). В основном применяются антикоррозийные, противоизносные и моющие добавки.

Обычное минеральное масло предназначено для использования в условиях тёплого климата. Зимой оно замерзает и становится чрезмерно вязким. Существуют варианты с присадками, которые защищают вещество от воздействия холода.

Для каких двигателей лучше всего подойдёт минеральный вариант? Прежде всего для карбюраторных. Рекомендуется лить минеральное масло в моторы со средней степенью напряжённости работы. А вот силовым агрегатам с высокими оборотами оно не подойдёт — температура повредит присадки, что приведёт к ускорению износа двигателя. Вдобавок вещество испаряется быстрее, чем синтетическое и полусинтетическое, так что его придётся чаще делать доливку.

LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf 15W-40

LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf 15W-40 — один из лучших видов минерального моторного масла

Лучшая продукция

  • LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf 15W-40. Оптимальный вариант для старого автомобиля (в том числе грузового). Действительно защищает детали от износа, работает в широком диапазоне температур. Недостаток только один — масло крайне не рекомендуется смешивать с техническими жидкостями от других производителей.
  • Лукойл Стандарт 10W-40 SF/ CC. Дешёвый вариант для автомобилей с высоким расходом масла. Отлично подходит для машин «ГАЗ» и «ВАЗ». Недостаток — масло не может работать при низких температурах.

Синтетические варианты

При производстве нефть проходит очистку, затем перегоняется и перерабатывается. В получившийся состав добавляют большое количество присадок для улучшения рабочих свойств. Главное преимущество синтетического масла — отсутствие примесей от сырой нефти, что обеспечивает интересные свойства. Эту техническая жидкость можно отличить по ряду достоинств.

  • Сохранение чистоты двигателя. Благодаря малому количеству примесей на компонентах мотора не скапливаются шламовые отложения, а значит, автомобиль сохранит правильные характеристики в течение долгого срока.
  • Повышение устойчивости деталей к износу. Компоненты мотора постоянно соприкасаются друг с другом, причём на высокой скорости. Трение — одна из главных причин преждевременных поломок. Синтетическое масло создаёт на поверхности деталей плёнку, которая препятствует сильному трению. В отличие от минерального, оно не теряет защитные свойства в течение долгого срока.
  • Сохранение химических свойств на холоде. Если двигатель машины отключён, масло постепенно густеет. При включении зажигания оно начинает разогреваться. Минеральному варианту на это нужно много времени, что вызывает трудности с зажиганием в регионах с холодным климатом. Синтетика сохраняет текучесть даже в суровых условиях, а значит, удастся быстрее завести транспорт.
  • Устойчивость к высоким температурам. Синтетическая основа и присадки не разрушаются под воздействием сильной жары.

В каких двигателях лучше использовать такую техническую жидкость? Прежде всего — в тех, что оснащены турбонагнетателями. В этих агрегатах вал вращается с огромной скоростью, что приводит к быстрому разрушению минеральных масел. У синтетики такой проблемы нет.

Лучше всего использовать синтетическое масло в автомобилях с мощными двигателями, а также в случае эксплуатации транспорта в регионе с низкой зимней температурой (ниже -15 С) или высокой летней (часто больше +30°C). Не рекомендуется заливать его в двигатели машин с большим пробегом.

Motul Specific DEXOS2 5w30

Motul Specific DEXOS2 5w30 — подходит почти для любой машины

Лучшие представители синтетики

  • Motul Specific DEXOS2 5w30. Универсальный вариант, пригодный для бензиновых, дизельных и газовых авто. Не боится перепадов температур. Недостаток — перед покупкой надо убедиться, что вещество совместимо с вашим двигателем.
  • Shell Helix HX8 5W/30. Главная особенность — технология активного очищения, благодаря которой на внутренних компонентах двигателя не скапливается грязь. Отлично подходит для инжекторных моторов с системой рециркуляции.

Полусинтетика

Полусинтетический вариант — нечто среднее между минеральным и синтетическим маслами. Оно состоит из смеси натуральных и искусственных компонентов. В результате получается вещество, которое по характеристикам превосходит минеральное масло, причём стоит оно дешевле синтетического, что добавляет пунтков к его рейтингу.

Отличается продукция такими достоинствами: невысокий расход, длительный срок службы, повышение качества холодного пуска двигателя, экономия топлива, повышение КПД силового агрегата. Такое масло желательно использовать в машинах со средним и большим пробегом, которые эксплуатируются в довольно холодных и жарких условиях. А вот для новых машин лучше приберечь синтетику.

Mobil Ultra 10W-40

Mobil Ultra 10W-40 — универсальное масло

Какое полусинтетическое выбрать для двигателя

  • Mobil Ultra 10W-40. Недорогое масло, отлично работающее при высоких и низких температурах. Совместимо с практически любыми двигателями. Недостаток: при самых сильных морозах свойства всё же ухудшаются.
  • ELF Evolution 700 STI 10W-40. Оптимальный вариант, если вы часто совершаете длительные поездки. Подходит для любых дизельных и бензиновых двигателей, в том числе автобусных. Недостаток: не подходит для холодной зимы.

Гидрокрекинговое масло

При производстве такого варианта нефть подвергается глубокой очистке, её структура меняется на молекулярном уровне. Полностью ликвидируются азот, соединения серы и другие вредные компоненты. Цепочки углеводорода подвергаются крекингу, т. е. расщеплению. Результат — великолепные характеристики при низкой и высокой температуре.

Главным преимуществом гидрокрекингового масла является невероятный показатель защиты от трения. Даже у стандартной синтетики он ниже. Вещество не оказывает негативного воздействия на эластомеры, что повышает срок службы чувствительных компонентов двигателя.

Увы, есть и недостатки:

  • вещество испаряется быстрее других вариантов;
  • вязкость немного ниже, чем у синтетики;
  • масло склонно к окислению, так что его придётся часто менять.
Гидрокрекинговое масло Liqui Moly Molygen 5w-30

Гидрокрекинговое масло лучше использовать, если на то есть рекомендации производителя

Используйте такой вариант в автомобилях с мощными двигателями. Увы, на большинстве дорог СНГ присутствует большое количество грязи, что вызывает быстрое окисление и ухудшение свойств.

Синтетика или полусинтетика?

Зимой лучше брать синтетический вариант, особенно если температура опускается ниже -25°С. Летом ситуация несколько более сложная. Если вы любите часто ездить на высокой скорости, обратите внимание на полусинтетику с показателем вязкости в 10W-60. Также возможно применение синтетической разновидности 5W-50.

Большинство полусинтетических вариантов стоит дешевле.

Можно ли визуально определить тип

Предположим, вы нашли канистру с маслом, а этикетка на ней отсутствует. Или купили автомобиль, но забыли спросить, какое вещество в него залито. Есть ли способ определить это по внешним характеристикам и свойствам?

Нет, надёжного способа понять, что за жидкость в моторе, автолюбителям неизвестно. Рекомендуется полностью слить старое масло из двигателя и как следует промыть каналы. Только потом можно безбоязненно заливать новую жидкость, поскольку смешивать их не рекомендуется.

Выбор масла не так уж труден. Покупайте подходящий для вашего авто вариант, и компоненты двигателя надолго сохранят работоспособность.